352500, Россия, Краснодарский край,
г. Лабинск ,ул.Мира 20 Т.886169 3-14-59

Меню

 
Министерство образования и науки РФ
 
Краснодарский научно-методический центр
 
Министерство образования и науки Краснодарского края
 
Администрации МО Лабинский район
 
Единое окно доступа к образовательным ресурсам
 
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
 
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
 
Федеральный портал "Российское образование"
Разработано Арт-Дизайн

Инновационная работа в ДОУ

Инновационный поиск

 

Основной программой, реализуемой в МДОБУ №10, обеспечивающей це­лостность воспитательно-образовательного процесса, является основная образовательная программа дошкольного образования. Программа обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей и должна быть направлена на решение задач:

1) охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;

2) обеспечения равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);

3) обеспечения преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (далее - преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования);

4) создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;

5) объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;

6) формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности;

7) обеспечения вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей;

8) формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;

9) обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

Образовательная программа муниципального дошкольного образовательного бюджетного учреждения детского сада общеразвивающего вида № 10 разрабатывается творческой группой в МДОБУ ежегодно.

Содержание основной образовательной программы дошкольного образования соответствует федеральному государственному  образовательному стандарту дошкольного образования, соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и выстроено по принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка и обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач. В ООП заложены принципы интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников.

В основу организации образовательного процесса определен комплексно-тематический принцип с ведущей игровой деятельностью, а решение программных задач осуществляется в разных формах совместной деятельности взрослых и детей, а также в самостоятельной деятельности детей.  

                                

Отработан механизм интеграции образовательной программы с парциальными программами и педагогическими технологиями, разработан план образовательной работы, все формы календарно- тематического планирования по образовательным областям программы, создана система мониторинга, составлены модифицированные занятия, картотеки.                                                      

Программное обеспечение  также основано на выстраивании программы развития на 2013-2016г.г.

В учреждении наработан положительный опыт реализации программы развития (2010-2013), которая была направлена на переход к новому качеству дошкольного образования, представленное:

1.профессиональными объединениями педагогов ДОУ по разработке и реализации отдельных направлений программы развития;

2.обеспечением комплексного сопровождения педагогического процесса всеми специалистами и воспитателями ДОУ;

3.выстраиванием системы взаимодействия педагог- ребенок- родители.

Предварительный проблемный анализ организации воспитания и образования детей в нашем детском саду, анкетирование родителей и педагогов, а также изучение опыта по внедрению инноваций в ДОУ разных видов и типов, помогло нам определить направления, характер, масштаб и проблематику наших нововведений. Так приоритетными направлениями для развития инновационной деятельности нашего детского сада были определены:

1. Внедрение в воспитательно-образовательный процесс здоровьесберегающих технологий.

2. Развитие коммуникативных способностей детей.

3. Организация духовно-нравственного воспитания дошкольников.

4. Оптимизация взаимодействия с семьей.

Художественно-эстетическое развитие  занимает одно из ве­дущих мест в содержании воспитательного процесса дошкольного образовательного учреждения и является его приоритетным на­правлением. Для эстетического развития личности ребенка ог­ромное значение имеет разнообразная художественная деятель­ность — изобразительная, музыкальная, художественно-речевая и др. Важной задачей художественно-эстетического развития является форми­рование у детей эстетических интересов, потребностей, эстети­ческого вкуса, а также творческих способностей. Богатейшее поле для эстетического развития детей, а также развития их творче­ских способностей представляет театрализованная деятельность.

В рамках ОЭР на период с 2011 по 2013 год коллективом ДОУ разработан проект на тему «Развитие коммуникативных качеств личности (обучение вербальным и невербальным видам общения у дошкольников в условиях детскогосада». 


Цель: Формирование творческой личности; развитие речи и коммуникативных навыков у детей. Создание условий для развития творческой активности детей в театральной деятельности, обеспечение условий для взаимосвязи с другими видами деятельности в целостном педагогическом процессе, развитие сценического творчества детей средствами театрализованных игр и игр - представлений.

Данная тема является актуальной для нашего детского сада, так как развитие речи и коммуникативных навыков – основная проблема, с которой сталкиваются педагоги и родители.

Организация ОЭР в ДОУ.
1.Обсуждение на заседании совета педагогов вопроса об определении тематики нового проекта.

2.Создание научно-методического совета.                                                                        3.Выявление уровня компетентности педагогов по проблеме эксперимента.

4.Изучение педагогами литературы по данному вопросу.

5.Подбор критериев и проведение первичного мониторинга.

6.Внесение корректив в программу развития, годовой план ДОУ.

7.Организация работы по созданию методического комплекса эксперимента.


I.ЭТАП –подготовительный (2011–2012гг.)
Цель: формирование профессиональной компетентности педагогов в вопросах о закономерностях формирования развития речи и коммуникативных навыков, о соотношении внутренних и внешних факторов её развития, о роли взрослого в её становлении.
Поставленные задачи первого этапа эксперимента выполнены: в ДОУ была проведена диагностика по образовательным областям «Коммуникация» и «Социализация». (Результаты отражены в аналитических справках)

 2. Этап. Прогностический - 2012-2013 гг.
Цель: Создать условия для развития творческой активности детей в театральной деятельности, обеспечить условия взаимосвязи с другими видами деятельности в целостном педагогическом процессе.

Задачи проекта:

1. Расширять представления детей о театре, его видах, атрибутах, костюмах, декорациях.

2. Создавать условия для организации совместной театральной деятельности детей и взрослых, направленные на сближение детей, родителей и педагогов .

3.Формировать в ДОУ художественно-эстетическую,творчески развивающую предметную среду.                                                                                                            

4. Учить детей налаживать и регулировать контакты в совместной деятельности.

5. Развивать эмоциональность и выразительность речи у дошкольников.

6. Привить детям первичные навыки в области театрального искусства (использование мимики, жестов, голоса).

7. Способствовать формированию эстетического вкуса.                      

8. Обеспечить взаимосвязь с другими видами деятельности: изобразительной, музыкальной, художественной литературой, конструированием.

9. Приобщать взрослых и детей к театрально-исполнительской деятельности.

10. Приобщать родителей к театрально-культурной жизни ДОУ.

На основе проектной деятельности и была разработана модифицированная программа « Дети + Театр».

Данная программа разработана с целью развития творческих   способностей детей для реализации в дошкольном образовательном учреждении общеразвивающего вида (с приоритетным художественно-эстетическим развитием детей). Данная программа основана на программах: Л.В. Куцаковой, С.И., Мерзляковой «Воспитание ребенка – дошкольника. «Росинка»- Раздел «В мире прекрасного»; Н.Ф.Сорокиной « Театр – творчество- дети». Программа включена в муниципальный банк передового педагогического опыта, успешно реализуется с 2013 года по настоящее время.

В рамках опытно-экспериментальной работы был разработан и реализован проект «Здоровьесберегающая среда детского сада».

Цель которого – создание единого здоровьесберегающего пространства и формирование навыков здорового образа жизни детей.
Опираясь на творческий потенциал своего коллектива, большую заинтересованность родителей, педагоги ДОУ смогли создать необходимые условия для реализации задач проекта. В группах созданы условия для интеллектуального и эмоционального развития детей: уголки уединения, эстетично оформленные центры развития, которые помогают ребёнку отыскать область своих интересов, раскрыть потенциальные возможности. Спортивный зал, площадка, спортивные уголки в группах оборудованы с требованиями СаНПиНа.

Детский сад расположен вблизи лесного массива и реки Лаба, недалеко расположен эколого-биологический центр, с которым детский сад тесно сотрудничает более семи лет, что позволяет использовать такие эффективные формы укрепления детского организма как туристические, эколого - оздоровительные походы, экологические тропы здоровья, во время работы на которых педагоги стремятся к тому, чтобы дети стали более выносливыми, закаленными, ловкими, ценили природу – источник здоровья и радости. Рядом с детским садом расположен плавательный бассейн, и решая задачу по физическому воспитанию, мы не могли не воспользоваться этим.

С 2008года дети старшей и подготовительной к школе группы два раза в неделю посещают бассейн, где с ними проводят занятия лучшие тренеры по плаванию. Физкультурные занятия в детском саду разнообразны по форме и содержанию: традиционные, игровые, сюжетные, тематические, интегрированные, занятия-тренировки. Регулярно проводятся спортивные досуги, праздники, Дни здоровья. Разработаны комплексы физических упражнений для исправления осанки и исправления плоскостопия.

В детском саду составлена картотека подвижных, спортивных игр, картотека пальчиковой гимнастики и гимнастики после сна, разработаны целевые прогулки и туристические походы в лес, к водоему и т.д. Создана собственная система оздоровления. Все это побудило педагогов ДОУ к созданию собственной программы физического развития, коррекции и оздоровления воспитанников «Здоровейка».

Срок реализации программы 5 лет. Программа включена в муниципальный банк передового педагогического опыта, успешно реализуется с 2013 года по настоящее время.      

Большое внимание уделяем экологическому воспитанию и образованию подрастающего поколения. Педагогическую работу по данному направлению осуществляем с учетом требований программы С.Н.Николаевой “Юный эколог”, но потребность того, что взрослые должны не только уделять внимание формированию знаний, умений и навыков дошкольника, но и обучать через совместный поиск решений, предоставлять ребенку возможность самостоятельно овладеть знаниями, подвела к необходимости внедрения нового метода экологического образования– метода проектов. По результатам промежуточной диагностики получили хорошие результаты экологического воспитания детей. Детский сад стал участником краевого смотра-конкурса на лучшую постановку по теме экологического воспитания под девизом "Зеленая планета". Воспитанники нашего детского сада заняли 2 место в номинации «Многообразие вековых традиций». Педагоги увидели, что совместный проект - это уникальное средство обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых.

Во время работы над проектом изготовлено большое количество наглядных пособий, ландшафтных макетов необходимых для ознакомления с флорой и фауной, природоохранной деятельностью человека. В группах созданы мини – лаборатории, где дошкольники занимаются экспериментально - поисковой деятельностью. Все свои наблюдения они фиксируют в своих дневниках наблюдений.

Развитие личности ребенка будет гармоничным только в том случае, если все многообразие знаний и навыков, формирующееся мировоззрение, различные формы индивидуальной и социальной активности, все это пронизано духовно-нравственным воспитанием.

В рамках ОЭР на период с 2009 по 2010 год коллективом ДОУ разработан проект на тему:

"Духовно- нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста"
Цель: Данная тема является актуальной для всего нашего общества, так как нравственная сторона человека - основа стабильности и процветания нашего государства.

Организация ОЭР в ДОУ.
1.Обсуждение на заседании совета педагогов вопроса об определении тематики нового проекта.

2.Создание научно-методического совета.                                                

3.Выявление уровня компетентности педагогов по проблеме эксперимента.      

4.Изучение педагогами литературы по данному вопросу.

I.ЭТАП – подготовительный (2010–2011гг.)
Задача: Создание тематической развивающей среды с постепенным пополнением и обогащением ее по мере изучения темы.  

Результат: В ДОУ составлено тематическое перспективное планирование. Педагогами детского сада изготовлен дидактический материал для проведения занятий, бесед, экскурсий. Изготовлены тематические дидактические альбомы, где представлен весь материал по приобщению детей к русской народной культуре. Составлены конспекты занятий, перспективные планы, цикл этических бесед.

2. Этап. Практический- 2010-2015 гг.
Включение в ООП задач духовно- нравственного воспитания.                                         Включение в календарно-тематический план:                                                      

1.Цикла занятий познавательного характера (все занятия воспитатель планирует тематические, которые определяются ритмом народного календаря).

2.Планирование этических бесед (первая половина дня),

3.Рассматривание тематических альбомов.

4.Свободная художественная деятельность детей

5.Цикл тематических занятий по ОО «Художественно-эстетическое развитие»

7.Чтение художественной литературы.

Другим немаловажным направлением работы детского сада является взаимодействие с семьями воспитанников. Организация и проведение только традиционных форм общения и сотрудничества с родителями, таких как родительские собрания, беседы, консультации не обеспечивало в полной мере потребности и запросов современных родителей. Поэтому мы стали искать новые пути взаимодействия с родителями в вопросах воспитания и образования детей. Мониторинг семей по вопросам воспитания и развития детей, “круглые столы”, конференции, совместные досуги и развлечения, создание мини-библиотеки, стали теми новшествами, которые помогают более тесно наладить взаимодействие сотрудников ДОУ с родителями и создать атмосферу общности интересов, эмоциональной поддержки.

Педагогический коллектив находится в постоянном поиске новых форм работы с родителями, так в перспективе - создание семейного клуба.

Учитывая все вышеизложенное, в целях поддержки инновационной деятельности, создали структурные подразделения– творческие группы педагогов по проблемам. Стали широко использовать активные формы методической работы с педагогическим коллективом, такие как семинары-практикумы, деловые игры, педагогические гостиные, моделирование и анализ проблемных ситуаций. На протяжении трех лет (с 2012 г.) работает программа профессионального роста педагогов, разработанная с учетом индивидуально-дифференцированного подхода к каждому воспитателю. Она обеспечивает непрерывное повышение их профессиональной компетентности. Опытные педагоги являются разработчиками проектов по основным инновационным направлениям, обозначенным программой развития нашего учреждения. Промежуточными результатами внедрения инноваций в нашем детском саду можно считать и обобщение передового педагогического опыта, индивидуальные творческие проекты, разработанные педагогами для прохождения процедуры аттестации на высшую и первую квалификационные категории, а так же перспективное планирование по инновационным направлениям, методические разработки, дидактические и наглядные пособия, а самое главное - это высокие показатели знаний наших выпускников.

В целях реализации программы развития учреждения, комплексной и парциальных программ педагоги используют разнообразное оборудование: компьютеры, ноутбук, презентационное оборудование, DWD-магнитофон, телевизор, сканеры, принтер, музыкальные центры с функцией караоке и другое. В учреждении создана информационная медиатека, где представлены познавательные видеофильмы, обучающие компьютерные программы, презентационные слайд-шоу для детей, педагогов и родителей. 

     В 2013 году детский сад стал победителем муниципального этапа конкурса среди дошкольных образовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы, и получил грант губернатора Краснодарского края А.Н.Ткачёва. Это вторая победа в рамках этого конкурса (2009г.; 2013г.)

    В 2014-2015 уч.году детский сад принял активное участие в Международном конкурсе «Формула будущего-2014», в котором получил диплом 2-ой степени за разработку занятий с применением ЭОР. Также инновационные методические разработки для педагогов, родителей и детей по духовно-нравственному воспитанию из цикла «Святые имена земли русской»,  принявшие участие во Всероссийском конкурсе «За нравственный подвиг учителя» на муниципальном этапе конкурса заняли 1-е место, а на региональном этапе – 2-е место. В декабре 2014г. детский сад принял активное участие в краевом конкурсе «Работаем по новым стандартам». Совместная образовательная деятельность педагога с детьми по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» (ФГОС ДО) заняла 2-е место. Педагогический коллектив детского сада работает творчески, не останавливается на достигнутом, старается принимать участие в инновационном поиске новых форм работы с детьми.