Одна из главных задач детского сада- это обеспечение конституционного права каждого ребенка на охрану его жизни и здоровья. Здоровье детей невозможно обеспечить без рационального питания, которое является необходимым условием их гармоничного роста, физического и нервно-психического развития, устойчивости к действиям инфекций и др. неблагоприятных факторов внешней среды. Правильно организованное питание обеспечивает организм всеми необходимыми ему пищевыми веществами( белками, жирами, углеводами, витаминами и минеральными солями). и энергией. Основным принципом питания дошкольников является максимальное разнообразие пищевых рационов, которое достигается путем использования достаточного ассортимента продуктов и различных способов кулинарной обработки. В повседневный рацион включены основные группы продуктов - мясо, рыба, молоко, яйца, фрукты, овощи, сахар, хлеб, крупы и др.
Большое внимание в детском саду уделяется организации питания детей. Питание осуществляется согласно 10-дневного меню, на каждое блюдо имеется технологическая карта. Контроль за организацией питания осуществляет старшая медицинская сестра Ускова С.И. Натуральные нормы продуктов выполняются на 100%. Совет по питанию следит за тем, чтобы питание было сбалансированным и полноценным, правильно распределялась калорийность. Дети едят с аппетитом, потому что пища приготовлена вкусно. Воспитатели уделяют большое внимание воспитанию у детей культурно-гигиенических навыков во время приема пищи, а также обучению детей правилам этикета за столом.
Обязательным условием рационального питания детей является наличие примерного меню. Примерное меню – это тщательно разработанный, кулинарно грамотно составленный, апробированный подбор продуктов и блюд для каждого приёма пищи.
В детском саду, для осуществления контроля:
Создан Совет по питанию
Контроль над организацией питания ведётся систематический и целенаправленный.
Ежедневно в детский сад поставляются на предстоящий день пищевые продукты и продовольственное сырьё, меню, технологические карты.
На привезённые продукты и продовольственное сырьё имеются сертификаты. Овощи привозят очищенными, герметично упакованными.
На целостность, наличие сертификатов ведётся тоже контроль. Рацион питания детей различается по качественному и количественному составу в зависимости от возраста детей и формируется отдельно для детей в возрасте от 1,5 до 3хлет, для детей от 3х до 7 лет.
В нашем детском саду 4-хразовое питание, состоящее из завтрака, на который приходится 25% суточной пищевой ценности рациона питания, обеда (25%) и более калорийного, чем обычно, полдника (20-25%), так называемый «уплотнённый» полдник.
Выход блюд и кулинарных изделий предусматривается в соответствии нормативной (САНПИН) и технологической документацией.
Результаты контроля над поступившими пищевыми продуктами и продовольственным сырьём заносятся в акт входного контроля пищевых продуктов и продовольственного сырья.
Выход готовых блюд также контролируется и оформляется в акт контроля выхода готовых блюд, где регистрируется выход готовых блюд по меню и фактический выход.
Ведётся тематический контроль питания во всех возрастных группах .Санитарно – гигиенический режим соблюдается во всех группах.
Наша задача – обучать детей гигиеническим основам питания, формировать правильное пищевое поведение, вкусовые привычки, воспитывать культуру в питании. Не менее важным является популяризация знаний о здоровом питании не только среди детей, но и среди родителей, т.к. модель питания, которая задаётся детским садом, школой и семьёй, остаётся на всю жизнь.
Уважаемые родители, пожалуйста, обратите внимание на следующие рекомендации:
Питание ребенка в дошкольном учреждении и в семье должно сочетаться. С этой целью в каждой группе вывешивается меню. Пожалуйста, внимательно, изучайте его, если у вашего ребенка есть хронические заболевания и какие-либо противопоказания к определенным продуктам питания предупредите об этом медицинскую сестру и воспитателей группы.
До отправления ребенка в детский сад не кормите его, т.к. это нарушает режим питания , приводит к снижению аппетита. Если Вы приводите ребенка с 7.00-7.30, то дома можно дать сок и (или) какие - либо фрукты.
Особенности питания ребенка в период адаптации
Переход ребенка о домашнего воспитания к воспитанию в детском коллективе всегда сопровождается определенными психологическими трудностями, часто у детей в это время снижается аппетит, нарушается сон, иногда наблюдаются невротические реакции, снижается общая сопротивляемость к заболеваниям. правильная организация питания в это время имеет большое значение и помогает ребенку скорее адаптироваться в коллективе.
Перед поступлением ребенка в детский сад максимально приблизьте режим питания и состав рациона к условиям детского сада. Приучить его к тем блюдам, которые чаще дают в дошкольном учреждении, особенно, если раньше он их никогда не получал.
Впервые дни нельзя менять стереотип поведения ребенка, в том числе и привычки в питании. Первое время, если ребенок не ел самостоятельно, воспитатели обязательно будут его кормить и докармливать.
Если ребенок отказывается от пищи. ни в коем случае нельзя кормить его насильно. Это усиливает отрицательно отношение к детскому коллективу.
Для профилактики ОРЗ и ОРВИ следует проводить дополнительно витаминизацию рациона питания детей, используя широкий ассортимент имеющихся витаминизированным пищевых продуктов и напитков, а по необходимости (по заключению врача), также поливитаминных препаратов (витаминно-минеральных комплексов).Здоровье детей в любом обществе является актуальной проблемой и предметом первоочередной важности. Питание является одним из важных факторов, обеспечивающих нормальное течение процессов роста, физического и нервно – психического развития ребёнка.
Основные принципы рационального питания:
1.соответствие энергетической ценности рациона энергозатратам ребёнка
2.сбалансированность в рационе всех заменимых и незаменимых пищевых качеств
3.максимальное разнообразие продуктов и блюд, обеспечивающих сбалансированность рациона
4.правильная технологическая и кулинарная обработка продуктов, направленная на сохранность их исходной пищевой ценности, а также их высокие вкусовые достоинства блюд
5.учёт индивидуальных особенностей питания детей с отклонениями в состоянии здоровья
6.оптимальный режим питания, обстановка, формирующая у детей навыки культуры приёма пищи
7.соблюдение гигиенических требований к питанию детей в дошкольных учреждениях.